Впечатления о русском характере.

 

Как были бы мы свободны

И как безбрежно юны,

Когда бы нам с раннего детства

Снились лишь добрые сны.

И сколько свободы в крике

Открытых девичьих уст.

Свобода кричать и гикать

Как-будто бы мир наш пуст.

Кричать, смеяться безбедно,

Забыв приличья и грех.

Любить эту жизнь беззаветно,

И в душах выращивать смех.

Смеяться громко и страстно,

Шутить над нелепостью бед.

И в час расставанья бесстрашно

Видеть лишь новый СВЕТ.

23.04.07 Кемер, Турция

 

Русская «Философия сердца».

                На протяжении тысячелетий  картина философского знания представляла собой  поиск РАЦИОНАЛЬНЫХ оснований бытия. Главным аргументом и орудием познания декларировался разум. И не мудрено:  веками  философскими исследованиями занимались мужчины,  вся система  чувствований, переживаний,  выражаемых далее в понятиях, соответствовала строю мужского тела,  мужскому образу   беспечной жизни сначала греков, потом  варваров,  затем обеспеченных просвещенных европейцев. Параллельно европейской линии исканий развивалась самобытно  восточная ветвь мужского самоосознания и мужского восхождения от индивидуально-телесного к обще-рациональному.

                И западная, и  восточная ветви философского древа  пышно разрастались на почве  благоприятного климата, минимальных личных усилий мыслителей для  сохранения и продолжения жизни, аутистского образа жизни. Картина общечеловеческого писалась методом проекции с  личного сознания,  путем наблюдения над размышляющим разумом  философа.

                Искатели философской мудрости и  ученики всех мастей доверчиво воспринимали опубликованные трактаты как квинтэссенцию ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ мудрости, упуская  географический и этнографический компонент. Забывая основной тезис геополитики, что «География есть судьба».

                И вот на сцену мировой философской мысли в конце 19-начале 20  века выходят философы нового типа: российские мыслители,  выражающие «вечно бабье» (Н.Бердяев) русского характера. В отличие от позитивизма, рационализма и морализаторства западной философии, русское философское мышление, пропитанное природными силами, непосредственно вплетенное в чувственную  основу жизни и  познания, в русское соборное самоощущение, является глубоко человеческим.

                В отличие от   традиционного западного и восточного мышления, пропитанного необузданной гордыней философствующего индивида,  вводящего в категории  познания  мира различение «высокого» и «низкого», «достойного» и «не достойного», русские мыслители не  препарируют  единое в человеке, не    пренебрегают основополагающим в человеческой и божественной жизни – рождением и сохранением человека.

                Основным условием человеческого бытия в его полноте и совершенстве в русской  жизни является  сердечность, а основным органом – жизнеутверждения – сердце.

В то время, как в платонической традиции единство красоты, любви и истины утверждается через любовь к идее прекрасного,  как восхождение к истине, в русской философии «в самом себе истинное – это любовь… Гаснет любовь – гаснет истина…   истинствовать на земле – значит постоянно и истинно любить»( В.В.Розанов. Уединенное. Спб, 1912, с. 205).

                Тема  сердечности,  «созерцающего и поющего сердца» пронизывает русскую философию не зависимо от ее  теоретических предпосылок. В равной мере она  характерна для различных оттенков философствования, как собственно философского, так и теологического. Она пронизывает  публицистику, художественную критику, эссеистику. Мы находим ее в  писаниях и рассуждениях Вл. Соловьева, Н.Бердяева, П.Флоренского, С Булгакова, Н.Лосского, И.Ильина, Л.Карсавина,  Б.Вышеславцева, В.Розанова.

                «Самое главное и драгоценное в жизни открывается  именно  сердцу, -пишет в письме к сыну Иван Ильин,- Только созерцающая любовь  открывает нам чужую душе для  верного, проникновенного отношения, для взаимного понимания, для дружбы, для брака, для воспитания детей. Все это не доступно бессердечным людям».( Русский Эрос. стр. 399). Только созерцающая любовь открывает человеку доступ к религиозности и Богу.

                Как же работает сердце как инструмент жизнетворчества?

Потребность в сердечной отзывчивости заложена в самой природе человека. Первые «категории» общения человека с миром  через мать : ожидание  сердечного отклика на  потребности ребенка, надежда, наслаждение, утешение, успокоение и благодарность.         (Продолжение на семинаре "Русская философия сердца". Звоните и узнавайте график проведения семинара 8 926 413 9 87 ).                                               

Создать бесплатный сайт с uCoz